Сегодняшний образ железной дороги значительно отличается от того, который существовал на самых первых этапах ее становления. Но это и не удивительно, ведь с развитием научного прогресса развивались и технологии. Рассмотрим основные виды и особенности ЖД строительства, как в целом эволюционировала инфраструктура этого направления.
Немного об истории
Первая железная дорога в России была построена в 1837 году. Из-за опасения возможной потери прибыли, некоторые извозчики часто высказывались против строительства. Оговаривали они это тем, что такой вид транспорта может не прижиться в России и попросту станет большим провалом для государства. Тем не менее строительство все-таки началось и первым сообщением стал маршрут «Санкт-Петербург – Царское село». Отрасль оправдала себя и начала быстро развиваться. В 1903 году завершилось строительство Китайско-Восточной железной дороги, а к 1916 Транссибирской магистрали (Сибирского Пути).
Особенности строительных работ
Сейчас строительство железных дорог разделилось по своим особенностям на несколько видов:
- строительство подъездных путей;
- строительство искусственных сооружений и инженерной защиты.
Каждый из этих видов строительства несет в себе определенный объем работ, направленный на конкретную цель. Таким образом, первый пункт включает в себя такие виды работ:
- подготовка почвы;
- верхнее строение пути;
- прокладка устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ);
- прокладка линий связи.
Ко второму пункту относят:
- сооружение мостов, путепроводов, тоннелей, пешеходных переходов и прочих;
- укрепляющие или предотвращающие обвалы, сооружения, тупики и другие.
Первым этапом при строительстве новой ЖД является подготовка местности, закупаются все необходимые материалы для строительства железнодорожных путей. Часто, на этом этапе предполагаемый ландшафт подвергается серьезному переформированию. Выпиливаются деревья, равняются неровности, укрепляются требующие того участки. Далее за всем этим следует возведение земляного плотна – это насыпь, в которую внедряют разного рода дренажные системы, водоотводы и прочие конструкции. После чего поверх полотна укладывают верхнее строение пути. Если случай с балластной системой, то на этом этапе добавляется еще и подобный слой состоящий из таких материалов как песок и щебень. Когда данные этапы подходят к завершению, остается монтаж линий электропередач, светофоры, автоматические системы стрелочного перевода, линии связи и прочее. Но это еще не все. Строительство новой железной дороги подразумевает также постройку разных технических зданий, диспетчерских пунктов и сооружений для контроля и управления всеми системами.
Следуем за современными технологиями
Вследствие постоянных доработок и улучшения полотна, в мире появилось несколько технологий позволивших существенно ускорить процесс прокладывания и увеличить качество железных дорог. К ним относят: безбалластная конструкция пути типа RHEDA или LVT. Современные технологии строительства постоянно прогрессируют и возникают новые методы и способы производства ЖД систем. Как в первом, так и во втором случаях основной акцент сделан на гашение вибрации, поступающей на пути от колес движущегося состава. И если в первом случае гашение энергии происходит за счет двух плит и гидравлически связанного несущего слоя из тощего бетона между ними, в то время как во втором, основную функцию гашения вибрации берет на себя целая система. Она состоит из:
- слоя тощего бетона;
- железобетонного корыта;
- забетонированных в корыте полушпал в резиновых чехлах на специальных креплениях с рельсами.
Такая система является более эффективной, так как имеет большее количество точек для рассеивания поступаемой энергии. Железная дорога является одним из наиболее популярных видов пассажирского и грузового транспорта в мире. Она прошла сложный путь становления и развития, было строительство первой железной дороги до той, которой мы знаем ее сейчас. Изменились технологии и особенности строительства, сделав этот вид транспорта еще более комфортным, быстрым и безопасным.